Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Западный административный округ

Меняется время, меняются люди, а школа была, школа есть, школа будет!

«Учительская Газета Москва»

В 2014 году гимназия №1522 отметила свое 55-летие. История гимназии началась в 1959 году с открытия средней школы-новостройки №94 Краснопресненского района Москвы, возведенной в жилом массиве на месте сел Хорошево и Мневники. Молодой директор Таисия Николаевна Матулис, ныне профессор РУДН, создала творческий, полный энтузиазма педагогический коллектив, средний возраст которого был в ту пору 25-28 лет, многие учителя проработали, не покидая школу, более 40 лет.

В 1965 году школа №94 была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу №56 «с изучением ряда предметов на английском языке». В 1971 году здесь был открыт музей боевой славы, его создательница Нина Корнилаева - живой свидетель всех перемен в новейшей истории и женщина-легенда, поскольку родилась в далеком 1912 году, а в свой столетний юбилей держала в руках книгу об открытии и работе музея, изданную коллективом гимназии на основе ее рукописи. В 60-е годы по инициативе учителя биологии Элеоноры Андреевой и при активном участии учеников и родителей был заложен школьный сад, который до сих пор по весне радует цветением яблонь и вишен.
К началу перестройки имидж школы №1211 (№56) был высоким, педагогический коллектив отличал профессионализм, образовательные результаты были стабильно хорошими. В условиях перестройки успех школы определяли три кита - традиции, нравственные ценности и созидательные процессы. В те нелегкие годы удалось сохранить и реорганизовать музей 436-го Стрыевского ордена Богдана Хмельницкого стрелкового полка 155-й Станиславской Краснознаменной стрелковой дивизии, поддерживать связь с ветеранами и, следуя традиции, вести гражданско-патриотическую работу с учениками. Идея развития гимназии как педагогической системы повышенного уровня базировалась на принципах классического образования с опорой на опыт советской школы и российской гимназии, достижения отечественной и зарубежной педагогической науки.
В 90-е годы казалось, что гимназия превратилась в НИИ с множеством лабораторий. С педагогическим коллективом сотрудничали академик Владимир Купцов - по гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, заведующая кафедрой иностранного языка МИПКРО Валентина Пономарева - по отработке модулей языкового образования в Москве. Профессор Евгений Борисов разрабатывал и вел апробацию программ преподавания экономики, с доктором педнаук Григорием Левитасом учителя апробировали программы по математике для гуманитарных классов, под руководством к. п. н. Галины Богдановой и Эллы Кац шла отработка программ и учебников с развивающими заданиями по русскому языку и литературе, вместе с сотрудником РАО Эрнестом Красновским педагоги выстраивали модуль литературного образования, включавший стилистику и языкознание. Алла Щепилова проводила с учителями гимназии апробацию программ по иностранным языкам. С начала 2000-х годов педагогический коллектив участвовал в эксперименте по оценке качества обученности учащихся с МИОО, а затем с МЦКО.
Имена тех, кто в разные годы преподавал в школе, вызывают не меньшее уважение: французский язык - преподаватель МГПИ Татьяна Лалова; обществознание - городской методист, автор методических пособий Анна Лазебникова; математику - профессор МФТИ Вадим Диесперов; физику - руководитель международных олимпиад Александр Зильберман. Сегодня в гимназии преподают их коллеги и последователи к. ф.-м. н. Антон Гиголо, к. п. н. Владимир Мирошин.
В 1994 году школе был присвоен статус гимназии №1522. На пути к преобразованию школы в гимназию всегда были рядом умные, знающие специалисты Департамента образования - Светлана Коровина и Наталья Ваганова. Стратег Гелия Батракова, создавшая систему образования и управления в Северо-Западном округе, а затем и сменившая ее на посту начальника окружного управления образования СЗАО Ирина Буланова с уважением отмечали развитие педагогического коллектива.
Для учителей школы и района нам удалось организовать семинар с Шалвой Амонашвили, принципы гуманной педагогики и идея работы с учеником в зоне его ближайшего развития стали аксиомой для педагогов гимназии. На основе программы «Человек в современном мире» Надежды Щурковой, включающей курсы «Театр и искусство общения», «Этикет на английском языке», «Этика и начала эстетики», «Психология общения», «Философия жизни», «Этика семейной жизни», мы определяли траекторию развития личности. Складывались психологическая служба и служба профессионального самоопределения в тесном сотрудничестве с Психологическим институтом РАО, лабораториями развивающего обучения и одаренных детей. В основу воспитательной работы были заложены принципы национально-региональной укорененности и воспитывающей деятельности, которые последовательно проводятся в жизнь замечательным психологом и организатором Татьяной Чистовой.
В 90-е годы мы активно знакомились с образовательными системами других стран, учились открытому диалогу с зарубежными коллегами. Школа стала первопроходцем в преподавании уроков здоровья в начальных классах благодаря международному сотрудничеству учителя Ольги Лазаревой и детского доктора Михаила Лазарева с Национальным институтом здоровья США. Коллектив школы участвовал в международных советско-американских проектах «Учителя здоровья» для учащихся, «Учителя в борьбе за мир» с коллегами из Японии и США.
Гимназия неоднократно побеждала в конкурсе «Школа года», в ходе которого осуществлялось творческое общение коллективов школ с учеными, шло бурное обсуждение назревших проблем, сверялась правильность выбранного пути. Реализуя на рубеже веков идею профильного обучения, мы задумались над тем, как в условиях гимназии обеспечить подготовку к получению выпускниками не только гуманитарного, но и инженерно-технического высшего профессионального образования. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно сказать - решение тогда было найдено верное. Гимназия сохранила углубленное изучение английского языка, были подготовлены авторские программы и введено изучение второго (испанского, немецкого, французского, итальянского) языка по выбору учащихся, введены курсы на английском языке: МХК, зарубежная литература, гиды-переводчики, техперевод, деловой английский, методика раннего изучения английского языка. Вместе с тем, заявляя о лингвистической направленности образовательного процесса, педагоги добивались знания гимназистами прежде всего русского языка. В гимназии последовательно отрабатывали содержание гуманитарного и естественно-математического профилей, позже с учетом пожеланий ребят были введены социально-экономический и химико-биологический профили. Одновременно мы выстраивали модуль предпрофильной подготовки, включающий элективные курсы в 8-х и спецкурсы в 9-х классах, систему дополнительного образования по выявлению интересов и склонностей каждого гимназиста, экскурсионную деятельность по освоению культурно-образовательного пространства Москвы, России и зарубежных стран, внутришкольное управление профессиональным самоопределением.
Под руководством Марии Кубаревой шла информатизация гимназии, были разработаны программы по информатике, выстроена система урочной и кружковой работы, учащиеся создали первые школьные сайты, виртуальный музей, выпускали газету «Школьные коридоры», провели первые телемосты и совместные проекты со школами штата Коннектикут. Сегодня интегративные программы различных предметов с информатикой прочно вошли в учебный план, как и интернет-конференции, викторины, телемосты. В 2014 году гимназия вошла в число победителей конкурса «Школа новых технологий».
Достижения гимназии и московского образования обеспечены трудом многих педагогов, среди которых учителя истории Т.Жукова, И.Победина; русского языка и литературы Л.Гороховская, Г.Клюева, Е.Труфанова, Л.Печерикина, М.Маршакова, Т.Урядникова; английского языка Е.Водолазова, Т.Скрылева, С.Иванченко, В.Сурнова, З.Тибилова, Е.Ниткина, Е.Кабанова, Е.Анищук, В.Федосеева, Г.Лобода, Л. Цветнова, М.Майорова, И.Эман; физики Т.Маренкова, Т.Мельникова; математики Е.Афанасьева, Е.Богатова, О.Пичина, Т.Щербакова, А.Постникова; географии и биологии Е.Огурцова.
В памяти выпускников школы имена В.Корсаковой, А.Журавлевой, З.Матюшиной, Э.Темновой, В.Райнина, Н.Лузиной, Л.Симоненковой, Л.Парамошиной, Н.Базуновой, П.Жирновой, О.Узоровой, Н.Суздальцевой, Р.Родионовой, М.Ильиной, Л.Королевой. Не случайно ежегодно они приходят в школу, чтобы повидаться с теми, кто жив, вспомнить о тех, кого уже нет с нами.
За свою историю гимназии предстоит в третий раз обновить кадры. Молодое поколение творческих, любящих свою профессию учителей, среди которых А.Локшина, Л.Татаринцева, М.Ревега, Д.Пугачев, Д.Чухров, М.Труфанова, М.Ваганова, Е.Втулкина, уже сегодня получило признание учеников и коллег. Передать эстафету традиций - миссия тех, кто достойно нес ее 20 гимназических лет, сохраняя связь поколений.
Значительный вклад в развитие личности каждого ученика вносят талантливые педагоги дополнительного образования, руководители музеев и библиотекари. В школьном театре, открытом учителем литературы, лауреатом Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году Валентиной Корсаковой, продолжаются спектакли, поставленные выпускницей, ныне педагогом Мариной Маршаковой. Исполнилось 15 лет и туристическому клубу. Путешествия в юные годы навечно останутся в памяти ребят и отразятся в их характерах, это более двух десятков дальних походов в Краснодарском крае и Крыму, в Заполярье, на Кольском полуострове, Хибинах и на Соловецких островах, в Кижах и в Карелии; ребята проплыли на байдарках по рекам средней полосы России, на рафтах по реке Кожим на Урале, по реке Быстрая на Камчатке, на катамаранах по рекам и озерам Карелии, побывали в Прибайкальском, Тункинском национальных парках, парке Югыдва, Байкальском, Окском и Кавказском заповедниках.
Таким образом, развиваясь, гимназия превращалась в потенциальный ресурс методического центра СЗОУО. На базе гимназии проходили семинары и круглые столы для администрации и учителей по проблемам содержания и развития образовательного процесса. По поручению Департамента образования гимназия №1522 провела встречи с делегацией Приднестровья, учителями Казахстана - победителями конкурса «Русский язык в школе», представителями Департамента образования Архангельской области, учителями гимназии из города Нова-Горица (Словения), делегацией Великобритании, в которую входили руководители образования и учителя. Все гости и коллеги дали высокую оценку деятельности педагогического коллектива гимназии.
На протяжении 15 лет осуществляется обмен опытом с коллегами Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Словении, Польши. Учителя гимназии активно участвуют в городских семинарах, круглых столах, научных конференциях, педагогических чтениях, традиционно проводят семинары окружного и городского уровня для учителей русского и иностранных языков, географии, истории, математики, будучи членами экспертных и медальных комиссий, разработчиками ЕГЭ, они ведут экспериментальную и исследовательскую работу.
В Год учителя (2010) в гимназии №1522 как победительнице конкурса национального проекта «Образование» было проведено выездное заседание коллегии префектуры СЗАО, участники которого отметили уникальные особенности нашего образовательного учреждения.
Работа в гимназии способствует профессиональному и карьерному росту. Педагоги гимназии защитили более десяти диссертаций, некоторые из них стали преподавателями вузов, методистами, авторами пособий, директорами московских школ. Сегодня среди 50 учителей гимназии 6 кандидатов наук, 3 аспиранта, 2 докторанта; 10 человек удостоены звания «Почетный работник общего образования РФ», 3 - «Заслуженный учитель РФ», 1 - «Заслуженный учитель Москвы». 14 педагогов награждены медалью «В память 850-летия Москвы», 5 стали лауреатами конкурса «Грант Москвы», 1 - лауреатом премии мэра Москвы.
Успехи учащихся - результат плодотворной творческой работы педагогов при поддержке родителей. На протяжении истории школа последовательно осуществляла взаимодействие педагогического коллектива и родительской общественности, родительского комитета и совета гимназии. Особый вклад внесли Н.Алещенко, М.Натензон, В.Пономаренко, А.Паймышев. Все понимают, что в школе с углубленным изучением английского языка, а тем более в гимназии, отлично учиться по всем предметам и получить медаль непросто. Начиная с 1972 года золотой или серебряной медалью были награждены 199 выпускников, при этом за 20 лет гимназию с медалью окончили 179 гимназистов (с золотой - 75, с серебряной - 104). Более 20 побед и наград принесли Москве наши гимназисты - участники всероссийских олимпиад, в 2009 году гимназия входила в десятку школ Москвы по их количеству. Наибольший урожай наград по истории и обществознанию собрали ученики заслуженного учителя РФ Т.Жуковой. В 2004 году гимназия была отмечена дипломом ВВЦ за внедрение инновационных технологий и зарубежных курсов в преподавании иностранных языков, в 2008 году Международная академия общественных наук наградила гимназию дипломом лауреата конкурса инновационных социальных технологий за Международный проект «Академия детской дипломатии», а в 2012 году Комитет природопользования и охраны окружающей среды и Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы наградил ее грамотой за социальный проект «Новое дыхание Мневников». Есть надежда, что идеи именно этого проекта лягут в основу преобразований ООПТ - парка «Москворецкий».
В 2008 году гимназия №1522 (единственная из школ Москвы!) была занесена во Всероссийский каталог организаций, активно взаимодействующих с государственными и муниципальными органами власти. Грамоты и дипломы администраций городов-героев Тулы, Смоленска, Волгограда, Киева, Минска, Севастополя, Керчи, мэра Риги (Латвия), мэра Ново-Горицы (Словения), Воеводства Островец-Светокшинска (Польша) за организацию международного гражданско-патриотического движения педагогической общественности и школьной молодежи и детскую дипломатию стали свидетельством признания гимназии - Школы мира как инициатора и центра этого движения. Со школьной скамьи на протяжении 15 лет координацию движения осуществляет Андрей Кондрат. В 2012-2013 гг. гимназия получила грант мэра Москвы в сфере образования, в 2013-2014 гг. вошла в число 500 лучших школ России.
Одна из уникальных особенностей гимназии - созданный учителями и учениками музей «От школы до гимназии. Классическое образование через века», хранящий имена учителей и выпускников за все 55 лет жизни школы. В нем собраны фотодокументы об основных событиях школы, письма из Букингемского дворца от королевы Елизаветы и принца Чарльза, из русской гимназии Кирилла и Мефодия, о представителе России в Совете Безопасности ООН Виталии Чуркине, о бизнесмене-меценате Игоре Сысоеве, около 10 лет поддерживающем гимназию и учительство, о журналистах Николае Сванидзе, Татьяне Митковой, Сергее Морозове, о профессоре кафедры химии МГУ Алексее Аверине и других состоявшихся личностях. Экспозиция музея и Зала выпускников притягательна своей доступностью восприятия школы во всем ее многообразии. По материалам музея издана книга-летопись «Моя школа». За свою 15-летнюю историю музей часто становился центром ярких, незабываемых встреч руководителей городского Клуба ветеранов, иностранных делегаций, организатором детско-взрослых площадок, заседаний муниципального собрания, интересных классных часов, викторин, увлекательных конкурсов экскурсоводов, курсов по риторике. Специалист музея Светлана Ишкова - организатор шефства гимназистов над учителями-ветеранами, конкурсов «Выпекай-ка» с чаепитием за гостеприимным столом, а к праздникам под руководством Валентины Новиковой (выпускницы школы и мамы двух выпускников) ребята своими руками готовят открытки и сувениры. Музей наиболее ощутимо передает неповторимую, теплую и доброжелательную атмосферу жизни гимназии, которую отмечают все, кто переступает порог школы...
А что же день сегодняшний и день завтрашний? Каким его видят в гимназии, отмечающей юбилей? В качестве основных задач на ближайшие пять лет педагогический коллектив определяет переход на ФГОС и активную инновационную деятельность. С 2014 года гимназия №1522 стала региональной инновационной площадкой по формированию инновационной образовательной среды, это заставляет не просто следовать педагогическим принципам и традициям, уже оправдавшим себя с точки зрения достижения учениками успешных образовательных результатов, но и неустанно искать оптимальные пути решения новых задач и нестандартные подходы, позволяющие гимназии БЫТЬ и РАЗВИВАТЬСЯ!

Вера ВОРОБЬЕВА, директор гимназии №1522, к. п. н., заслуженный учитель РФ


«Учительская Газета Москва», №04 от 27 января 2015 года